Американская ЗСУ М163 Вулкан (M163 Vulcan)

 

Американская ЗСУ М163 Вулкан (M163 Vulcan)

Наряду со сложной в конструктивном отношении и обладающей высокой стоимостью производства и эксплуатации всепогодной ЗСУ М247 «Сержант Йорк» на вооружении американской армии имелась относительно простая и дешевая яснопогодная ЗСУ М163 «Вулкан», которой наряду с ЗРК ближнего действия «Чапарэл» оснащались зенитные дивизионы сухопутных войск США. ЗСУ М163 разработана в начале 60-х годов на базе гусеничного бронетранспортера М113А1 с целью замены устаревших 40-мм зенитных самоходных установок М42. Первые серийные образцы были изготовлены на заводе компании «Дженерал электрик» (ныне «Локхид-Мартин») в 1968 году и в том же году поступили на вооружение американской армии. Всего же до завершения серийного производства была построена 671 ЗСУ М163 «Вулкан».

Корпус машины выполнен методом сварки из листов алюминиевой брони, толщина которых достигает 38 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту экипажа от огня стрелкового вооружения и осколков артиллерийских снарядов и мин. От корпуса стандартного бронетранспортера М113 корпус «Вулкана» отличается лишь дополнительными панелями, увеличивающими плавучесть машины и расположенными на верхнем лобовом листе и бортах.

Машина вооружена 20-мм шестиствольной автоматической пушкой М61А1 «Вулкан», установленной в открытой сверху вращающейся башне, которая имеет броневой щит для защиты наводчика со стороны задней полусферы. Справа на башне установлен РЛС-дальномер AN/VPS-2. Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -5° до +80° осуществляется с помощью скоростных электроприводов. На случай выхода их из строя имеются ручные механизмы наведения. Блок стволов пушки также вращается электрическим приводом. Подача боеприпасов беззвеньевая, общая для всех стволов. Скорострельность и длительность очереди (по 10, 30, 60 и 100 выстрелов) регулируются посредством специальных механизмов. Для стрельбы используются выстрелы с осколочно-зажигательным и бронебойным трассирующим снарядами весом 0,2 кг и начальной скоростью 1250 м/с. Темп стрельбы пушки достигает 3000 выстрелов в минуту. В состав боекомплекта входит 2280 выстрелов (1180 из них готовы к немедленному использованию, 1100 находятся в резерве). Эффективный потолок стрельбы не превышает 800–1500 м. Баллистическая дальность – 7,5 км.

В систему управления огнем ЗСУ М163 «Вулкан» входят гиростабилизированные прицел с вычислительным устройством и РЛС-дальномер AN/VPS-2 с дальностью действия до 5 км и точностью измерения ±10 м. При работе по данным целеуказания, принимаемым по каналу радиосвязи, цель обнаруживается визуально и захва – тывается для сопровождения оптическим прицелом, который ориентирует на нее антенну РЛС. Целеуказание можно было получать и от РЛС обнаружения низколетящих целей AN/MPQ-49, находившейся на вооружении смешанных зенитных дивизионов «Чапарэл-Вулкан».

Начиная с 1984 года многие армейские установки «Вулкан» – как самоходные, так и буксируемые – подверглись модернизации по программе PIVADS (усовершенствованная система противовоздушной обороны «Вулкан»). После модернизации РЛС, проведенной с целью улучшения системы управления огнем, радиодальномер получил возможность не только определять дальность до цели, но и автоматически сопровождать ее по дальности и угловым координатам. Кроме того, для наводчика было разработано нашлемное визирное устройство, с помощью которого антенна РЛС ориентировалась на наблюдаемую цель для последующего сопровождения, а использование новых бронебойных снарядов с отделяющимся поддоном позволило увеличить эффективную дальность стрельбы до 2600 м.

Используя данные визуального наблюдения или РЛС системы FAAR ЗСУ М163 «Вулкан» могла вести стрельбу по всем целям, летящим со скоростью не более 300 м/с на высотах до 1500 м. Стрельба на поражение могла вестись одиночными выстрелами, короткими и длинными очередями на дальностях до 2000 м. ЗСУ М163 «Вулкан» способна вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям. В первом случае наводчик устанавливает темп стрельбы 3000 выстрелов в минуту, во втором – 1000 выстрелов в минуту.

В качестве силовой установки на машине устанавливался двухтактный 6-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения 6V53 производства фирмы «Детройт дизель», развивавший мощность 158 кВт при 2800 об/мин, что позволяло самоходной установке двигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью свыше 67 км/ч. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входили пять обрезиненных опорных катков большого диаметра, ведущие колеса переднего и направляющие колеса заднего расположения. Верхнюю ветвь гусениц прикрывали стальные противокумулятивные экраны.

Как и базовый бронетранспортер М113, ЗСУ М163 «Вулкан» могла вплавь преодолевать водные преграды. Движение на воде осуществлялось посредством перематывания гусениц, при этом машина развивала скорость 5,6 км/ч. Перед входом в воду в рабочее положение устанавливался волно-отражательный щиток и включались водооткачивающие помпы. Машина была оборудована прибором ночного видения, который устанавливался на рабочем месте механика-водителя и обеспечивал вождение машины в условиях ограниченной видимости. Система защиты от оружия массового поражения отсутствовала.

ЗСУ «Вулкан» предназначались для борьбы с самолетами и вертолетами противника на малых и предельно малых высотах. Поскольку они обладали небольшой дальностью стрельбы, на их боевое применение оказывали значительное влияние характер местности, специфика и конфигурация прикрываемого объекта. Позиции подразделений ЗСУ выбирались таким образом, чтобы они имели возможность перехватывать цели на основных направлениях действий авиации противника при условии сохранения огневой связи друг с другом. По мнению американских специалистов, расстояние между такими подразделениями не должно было превышать 1000 м.

Наибольшая эффективность при создании системы ПВО объекта или района достигалась при комбинированном размещении подразделений ЗСУ «Вулкан» и ЗРК «Чапарэл». В этом случае имелась возможность учесть сильные и слабые стороны каждого из комплексов. В то же время считалось нецелесообразным располагать их на одной позиции, так как это значительно снижало не только их огневые возможности, но и уменьшало эффективность действия всей системы ПВО. По расчетам специалистов оптимальное удаление огневых позиций ЗСУ «Вулкан» от позиций ЗРК «Чапарэл» должно было быть не менее 1000 м. В этом случае обеспечивалось взаимное перекрытие зон поражения, совместный обстрел наиболее опасных целей и исключалось самонаведение ракет на трассу снарядов ЗСУ М163 «Вулкан».

В начале 70-х годов смешанный зенитный дивизион «Чапарэл-Вулкан» являлся важным звеном в общей системе ПВО армейского корпуса и основным средством борьбы с низколетящими целями. Он был способен прикрывать части дивизии на общей площади до 100 км2. Совершенствование его боевого применения и дальнейшая модернизация позволили сохранить значение дивизиона до середины 80-х годов.

Недостаточная дальность стрельбы, невозможность всепогодного применения, отсутствие бронированной башни и систем обеспечения послужили причиной того, что в сухопутных войсках США ЗСУ «Вулкан» были сняты с вооружения и заменены установками М247 «Сержант Йорк».

В настоящее время зенитные самоходные установки М163 «Вулкан» состоят на вооружении Израиля, Иордании, Марокко, Португалии, Судана, Таиланда и Йемена.

Американская ЗСУ М163 Вулкан (M163 Vulcan)

Характеристики M163 Vulcan

Экипаж, чел. 4
Запас топлива, л 360
Длина корпуса, мм 4863
Ширина общая, мм 2850
Высота по крыше башни, мм 2736
Масса боевая, кг 1231
Преодолеваемая стенка, м 0,61
Макс. угол подъёма, % 30
Преодолеваемый ров, м 1,68
Число опорных катков на борт 5

 

Вооружение

Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боезапас х 1
Пушка 20 M61A1 Vulcan 1 2280

 

Дополнительно

Состоит на вооружении стран Израиль; Иордания; Йемен; Марокко; Португалия; Судан; Таиланд
Статус Производство завершено; Стоит на вооружении
Категория бронетехники Самоходка
Субкатегория самоходки ЗСУ
Тип шасси Гусеничное
Плавучесть Плавающий
БТВТ (вооружение) Пушечное
Категория двигателя (БТВТ) Дизель