Шведский танк Strv-103
Разработка основного боевого танка Strv-103, известного также под обозначением «S», велась шведской фирмой «Бофорс» с конца 50-х годов. Первые опытные образцы были изготовлены в 1961 г., серийное производство танка продолжалось с 1966 по 1971 г. Всего было выпущено около 330 машин этого типа, которые и сегодня состоят на вооружении трех из шести бронетанковых бригад шведской армии.
В основу конструкции танка положена компоновочная схема, которая является уникальной во всем послевоенном серийном танкостроении. Танк представляет собой безбашенную боевую машину, у которой основное вооружение – нарезная 105-мм пушка, жестко закреплена в боевом отделении в середине корпуса, a наведение ее на цель осуществляется соответствующим поворотом и наклоном всего корпуса танка.
Передняя часть корпуса занята моторно-трансмиссионным отделением, а в кормовой его части смонтирован автомат заряжания пушки. Боевое отделение танка представляет собой одновременно и отделение управления. Здесь размещены все члены экипажа: командир танка находится справа от пушки, наводчик (одновременно является и механиком-водителем) – слева от нее, а за наводчиком, спиной к нему, расположен радист. В случае необходимости он может управлять танком при движении задним ходом.
Корпус танка сварен из листов катаной броневой стали. Эффективность броневой защиты повышена за счет больших углов наклона бронелистов к вертикали (особенно это касается верхнего лобового бронелиста) и малой площади лобовой и бортовой проекций корпуса.
В средней части корпуса жестко установлена нарезная 105-мм пушка L-74, представляющая собой модификацию английской пушки L7. Пушка L-74 выпускалась в Швеции по лицензии и отличалась от своего английского прототипа в основном длиной ствола – 62 калибра по сравнению с 52 калибрами у L7. Стрельба из пушки может вестись всеми боеприпасами, разработанными для L7. Боекомплект состоит из 50 выстрелов в основном с подкалиберными, осколочно-фугасными и дымовыми снарядами. На стволе установлено эжекционное устройство.
Вариант неподвижной установки пушки был выбран конструкторами для того, чтобы снабдить ее относительно простым и надежным автоматом заряжания, состоящим из подающего и досылающего механизмов и трех магазинов с выстрелами. Один магазин емкостью 25 выстрелов установлен справа от пушки, а два других емкостью 20 и 5 выстрелов – слева от нее. Автомат обеспечивает весьма высокую техническую скорострельность: 12–15 выстрелов в минуту. Стреляные гильзы выбрасываются через люк в корме корпуса, который используется также для вентиляции боевого отделения.
Однако предельно упростив конструкцию автомата заряжания, создатели танка в такой же степени усложнили его ходовую часть, которая используется для наведения пушки на цель: в вертикальной плоскости (от -10° до +12°) это обеспечивается подъемом или опусканием носовой или кормовой части корпуса с помощью гидропневматической подвески ходовой части, a в горизонтальной плоскости – поворотом всего танка. Кроме усложнения ходовой части, это решение повлекло за собой еще одно следствие – невозможность ведения прицельной стрельбы с ходу.
Стрелять из пушки могут как командир танка, так и наводчик. Они имеют дублированные приводы управления танком и комбинированные перископические бинокулярные прицелы OPS-1L с 6-, 10- и 18-кратным увеличением. Прицел командира стабилизирован в двух плоскостях наведения, в прицел наводчика встроен лазерный дальномер. Все члены экипажа пользуются перископическими приборами наблюдения: у командира танка четыре таких прибора (установлены по периметру командирской башенки), у наводчика – один, у радиста – два.
Вспомогательное вооружение состоит из двух 7,62-мм курсовых пулеметов, установленных в бронированном коробе на левой передней части корпуса, а также 7,62-мм зенитного пулемета, смонтированного слева от командирской башенки. Зенитный пулемет управляется дистанционно из боевого отделения и может вести стрельбу как по наземным, так и по воздушным малоскоростным целям.
Для постановки дымовых завес по обе стороны командирской башенки смонтированы четырехствольные гранатометы, а сзади башенки имеется двуствольный 71-мм гранатомет «Лиран» для стрельбы осветительными гранатами.
На танке установлена комбинированная силовая установка, состоящая их основного дизельного и вспомогательного газотурбинного двигателей. Вспомогательный двигатель предназначен для увеличения мощности силовой установки при движении в тяжелых дорожных условиях, а также используется для запуска дизельного двигателя. Первоначально на танке были установлены многотопливный шестицилиндровый дизель К-60 фирмы «Роллс-Ройс» мощностью 240 л.с. и газотурбинный двигатель 502-ЮМА фирмы «Боинг» (490 л.с.)
Трансмиссия – гидромеханическая DRH-1M фирмы «Вольво». Она включает гидротрансформатор, коробку передач и механизм поворота с гидрообъемной передачей в дополнительном приводе. Коробка передач обеспечивает две передачи переднего хода и две – заднего, при этом движение назад может осуществляться с той же скоростью, что и движение вперед. Управление танком в этом случае берет на себя радист, имеющий все необходимые для этого органы управления и приборы наблюдения.
Подвеска индивидуальная регулируемая гидропневматическая, позволяющая изменять положение опорных катков относительно корпуса и таким образом поворачивать корпус в вертикальной плоскости для наведения вооружения на цель.
В ходовой части с каждого борта имеется по четыре обрезиненных опорных и два поддерживающих катка. Ведущие колеса расположены впереди. Гусеница стальная штампованная, с открытым металлическим шарниром. Для движения по шоссе гусеница может быть снабжена резиновыми накладками.
При движении по пересеченной местности танк способен преодолевать подъем 30°, вертикальную стенку высотой 0,9 м и ров шириной 2,3 м. Водные преграды танк преодолевает вплавь с помощью смонтированного на нем плавсредства в виде складного каркаса с оболочкой из нейлона. Движение на плаву производится за счет перематывания гусениц.
В состав оборудования танка входят радиостанция, танковое переговорное устройство и обогреватель. Средства защиты от ОМП на нем не устанавливаются.
Были разработаны три модификации танка:
• Strv-103А – первая серийная модификация, соответствующая эталонному образцу, принятому на вооружение;
• Strv-103В – усовершенствованная серийная модификация с индивидуальным плавсредством и устройством для самоокапывания (аналогично были переоборудованы все ранее выпущенные танки Strv-103А);
• Strv-103С – модификация, полученная в результате радикальной модернизации танка, проведенной в 1986-1989 гг.: в моторно-трансмиссионном отделении вместо дизельного двигателя К-60 установлен американский дизельный двигатель 6V-53Т фирмы «Детройт дизель» мощностью 232 л.с, установлена новая автоматическая гидромеханическая трансмиссия с тремя передачами хода вперед и двумя передачами заднего хода, установлена новая система управления огнем с цифровым баллистическим вычислителем и усовершенствованным прицелом наводчика, в состав боекомплекта введен разработанный в Израиле подкалиберный оперенный снаряд М-III, проведены подготовительные работы для установки дополнительной брони и средств защиты от ОМП.
В начале 60-х годов многие узлы и агрегаты танка Strv-103 были использованы при разработке самоходной 155-мм пушки, в которой впервые в мировой практике для орудий такого калибра использовано автоматическое заряжание.
Шведский танк Strv-103
Модификации
Модель |
Описание |
Год |
Strv-103А |
Первая серийная модификация, соответствующая эталонному образцу, принятому на вооружение. |
|
Strv-103В |
Усовершенствованная серийная модификация с индивидуальным плавсредством и устройством для самоокапывания (аналогично были переоборудованы все ранее выпущенные танки Strv-103А). |
|
Strv-103С |
Модификация, полученная в результате радикальной модернизации танка, проведенной в 1986-1989 гг.: в моторно-трансмиссионном отделении вместо дизельного двигателя К-60 установлен американский дизельный двигатель 6V-53Т мощностью 232 л.с, установлена новая автоматическая гидромеханическая трансмиссия с тремя передачами хода вперед и двумя передачами заднего хода, установлена новая система управления огнем с цифровым баллистическим вычислителем и усовершенствованным прицелом наводчика. |
1986 |
|
Характеристики Strv 103
Макс. угол возвышения пушки, град |
12 |
Макс. угол склонения пушки, град |
-10 |
|
Длина c пушкой вперёд, мм |
8990 |
Длина корпуса, мм |
7040 |
Ширина общая, мм |
3630 |
Высота по крыше башни, мм |
2140 |
Масса боевая, кг |
42500 |
|
Преодолеваемая стенка, м |
0,9 |
Макс. угол подъёма, % |
30 |
Преодолеваемый ров, м |
2,3 |
|
Вооружение
Тип |
Калибр, мм |
Модель |
Кол-во |
Боезапас х 1 |
Пушка |
105 |
L-74 |
1 |
50 |
Пулемёт соосный |
7,62 |
|
2 |
2750 |
Пулемёт зенитный |
7,62 |
|
1 |
|
Гранатомёт дымовой |
|
|
2х4 |
|
|
Двигатель
Тип |
Модель |
Кол-во |
Мощность, л.с. |
дизель |
дизель К-60 + ГТД 502-ЮМА Боинг |
2 |
240+490 |
|
Дополнительно
Категория бронетехники |
Танк |
Тип основного танка (после 1967) |
ОБТ |
Категория двигателя (БТВТ) |
ГТД; Дизель
|
|
|
|