Танк Абрамс М1

                                       Американский танк Абрамс М1

С 1980 года на вооружение танковых батальонов армии США начали поступать качественно новые танки М1 «Абрамс» и их усовершенствованные варианты. Первоначально планировалось закупить 7058 таких машин, затем эта цифра поднялась до 7467, а в 1988 году было решено довести к 1998 году общее количество этих танков до 12000. Командование сухопутных войск США намечало к началу 1988 года укомплектовать танками «Абрамс» 89 танковых батальонов.

К работам по созданию танка М1 «Абрамс» американские специалисты приступили в начале 70-х годов (программа ХМ1) после прекращения в 1970 году совместной с ФРГ разработки перспективного танка МВТ-70. Упрощенный вариант последнего, получивший в США обозначение ХМ803, также остался в стадии опытного образца.

Выработанные специально образованной группой армейских экспертов требования к новому танку были переданы фирмам «Крайслер» и «Дженерал моторс», с которыми в 1973 году были заключены контракты, предусматривающие создание на конкурсной основе опытных образцов танка ХМ1. После всесторонних испытаний в 1976 году был выбран образец фирмы «Крайслер», которая затем приступила к его полномасштабной разработке.

Как считают американские специалисты, по своим основным характеристикам М1 «Абрамс» почти в 2 раза превосходит М60А1. Он имеет классическую компоновку и отличается наличием мощного бронирования сварных корпуса и башни. В их передних частях применено многослойное бронирование, подобное английской броне «чобхэм», используемой на английских танках «Челленджер» и немецких «Леопард-2». Характерным для М1 «Абрамс» является большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса по отношению к вертикальной плоскости, что снижает его уязвимость от бронебойных снарядов. При закрытом люке механик-водитель занимает положение полулежа. Его отделение находится в средней передней части корпуса. Для управления движением танка имеется Т-образная рулевая колонка мотоциклетного типа, связанная через соответствующий рычаг с автоматической трансмиссией. В верхней части колонки расположен рычажок переключения передач, устанавливаемый в положения «нейтраль», «задний ход» и «передний ход» (два положения). Регулировка подачи топлива осуществляется вращением наконечников рукояток рулевой колонки.

Для защиты от кумулятивных боеприпасов борта корпуса и верх ходовой части прикрыты навесными броневыми экранами.

Большое внимание было уделено изоляции членов экипажа от боеприпасов и горючего за счет установки броневых перегородок. В случае возникновения очагов пожара почти мгновенно срабатывает автоматическая система противопожарного оборудования. Для тушения пожара используется сжиженный газ хэлон.

В бронированной башне кругового вращения установлена 105-мм нарезная пушка М68Е1, стабилизированная в двух плоскостях наведения. Справа от нее находятся места командира и наводчика, а слева – заряжающего. В изолированном отсеке кормовой части башни в боеукладках размещена основная часть боекомплекта пушки – 44 унитарных выстрела из 55. Доступ к снарядам возможен после открывания броневых перегородок. Остальные выстрелы хранятся в бронированных контейнерах, закрепленных в корпусе танка (восемь штук) и на полике башни перед заряжающим (три).

В боекомплект пушки входят выстрелы М735 с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяющимся поддоном и сердечниками из вольфрама, М774 и М883 с сердечниками из обедненного урана, а также учебные выстрелы М737.

Вспомогательное вооружение представлено 7,62-мм пулеметом, спаренным с пушкой, вторым пулеметом такого же калибра, установленным перед люком заряжающего, и 12,7-мм пулеметом, смонтированным на командирской башенке. Боекомплект состоит из 11400 патронов калибра 7,62 мм и 1000 патронов калибра 12,7 мм. На бортах башни закреплены шестиствольные гранатометы для постановки дымовых завес. Имеется также термодымовая аппаратура.

На танке М1 «Абрамс» используется современная система управления огнем. В основной прицел наводчика встроены лазерный дальномер и тепловизионный прибор. Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости. Вспомогательный прицел – телескопический. Пульт управления связан с электрогидравлическими приводами стабилизатора орудия. У командира имеется приставка от основного прицела наводчика, с помощью которой он может одновременно с ним вести наблюдение, и перископический прицел для стрельбы из 12,7-мм пулемета. Для кругового обзора по периметру командирской башенки установлены шесть смотровых перископов. Электронный (цифровой) баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах, с довольно высокой точностью рассчитывает угловые поправки для стрельбы. От лазерного дальномера в него автоматически вводятся значения дальности до цели, скорость бокового ветра, температура окружающего воздуха и угол наклона оси цапф пушки. Кроме этого, вручную вводятся данные о типе снаряда, барометрическом давлении, температуре заряда, износе канала ствола, а также поправки на рассогласование направления оси канала ствола и линии прицеливания.

После обнаружения и опознавания цели наводчик, удерживая на ней перекрестие прицела, нажимает на кнопку лазерного дальномера. Значение дальности отображается в прицелах наводчика и командира. Затем наводчик выбирает тип боеприпаса путем установки четырехпозиционного переключателя в соответствующее положение. Заряжающий тем временем заряжает пушку. Световой сигнал в прицеле наводчика оповещает, что орудие готово к открытию огня. Угловые поправки от баллистического вычислителя вводятся автоматически. В качестве недостатков отмечаются наличие только одного окуляра в прицеле наводчика, что утомляет глаза, особенно во время движения танка, а также отсутствие прицела командира танка, независимого от прицела наводчика.

Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части машины. Газотурбинный двигатель AGT-1500 выполнен в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-3В. В случае необходимости блок целиком может быть заменен менее чем за 1 час.

Выбор газотурбинного двигателя объясняеся рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Прежде всего это возможность получения большей мощности при меньшем объеме газотурбинного двигателя. Кроме того, последний имеет примерно вдвое меньшую массу, относительно простую конструкцию и в 2-3 раза больший ресурс работы. К тому же он лучше удовлетворяет требованиям многотопливности. Вместе с тем отмечаются такие его недостатки, как повышенный расход топлива и сложность воздухоочистки.

AGT-1500 является трехвальным двигателем с двухрасходным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, двухступенчатой силовой турбиной с регулируемой сопловым аппаратом первой ступени и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Максимальная температура газа в турбине составляет 1193°С. Скорость вращения выходного вала – 3000 об/мин. Двигатель имеет хорошую приемистость, что обеспечивает танку М1 «Абрамс» разгон до скорости 30 км/ч за 6 секунд.

Автоматическая гидромеханическая трансмиссии Х-1100-3В обеспечивает четыре передачи переднего хода и две заднего. Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота.

Ходовая часть танка включает по семь опорных катков на борт и две пары поддерживающих роликов, торсионную подвеску, а также гусеницы с резинометаллическим шарниром и съемными резиновыми подушками.

Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. На первом, втором и седьмом опорных катках установлены лопастные гидравлические амортизаторы. Пробег используемых в настоящее время гусениц Т156 составляет 1000-1700 км в зависимости от дорожных условий, местности и погоды. Однако согласно первоначальным требованиям он должен был достигать 3200 км, поэтому танк стал оснащаться новыми гусеницами Т158.

Танк М1 «Абрамс» оснащен системой защиты от оружия массового поражения, которая в случае необходимости обеспечивает подачу очищенного воздуха от фильтровентиляционной установки к маскам членов экипажа, а также создает избыточное давление в боевом отделении, чтобы предотвратить попадание в него радиоактивной пыли или отравляющих веществ. Имеются приборы радиационной и химической разведки. Температура воздуха внутри танка может повышаться с помощью обогревателя. Для внешней связи служит радиостанция AN/VRC-12, для внутренней – танковое переговорное устройство.

На базе танка М1 «Абрамс» созданы машины специального назначения: тяжелый танковый мостоукладчик, катковый минный трал и бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Мостоукладчик НАВ (Heavy Assault Bridge) предназначен главным образом для обеспечения преодоления преград шириной до 30 м танками М1 «Абрамс». Время укладки моста составляет всего 5 мин.

Катковый минный трал TMMCR навешивается на переднюю часть корпуса танка М1 «Абрамс». Рабочая скорость преодоления минных полей составляет 16 км/ч, ширина проделываемого прохода – 2 х 1,1 м (две колеи).

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина ARV-90, которая создана фирмой «Дженерал дайнэмикс», оснащена специальным инженерным оборудованием: подъемным поворотным краном грузоподъемностью 35 т, тяговой лебедкой с максимальным усилием 70 т и бульдозерным отвалом. В корме машины предусмотрено место для транспортировки силовой установки танка М1 «Абрамс».

Американский танк Абрамс М1


Модификации
Модель Описание Год
М1Е1 От базового танка этот вариант отличался установкой 120-мм гладкоствольной пушки ХМ 256, наличием трех вышибных панелей на крыше башни, дополнительным бронированием башни за счет приварки снаружи по одному пакету (из трех броневых листов) на передних бортовых листах башни справа и слева от пушки. На верхней лобовой детали корпуса был приварен дополнительный броневой лист. 1981
М1А1 Установлена 120-мм гладкоствольная пушка М 256, установлены прежние, но доработанные трансмиссия и бортовые передачи. 1985
М1А2 Отличается улучшенной командирской башенкой, установкой командирского тепловизионного прицела с двумя дисплеями, лазерного дальномера на углекислом газе, тепловизионного прибора механика-водителя, внедрением информационно-управляющей системы и навигационной аппаратуры, встроенной динамической защитой башни и усиленной броневой защитой крыши корпуса. 1994

Характеристики M1 Abrams

Экипаж, чел. 4
Длина c пушкой вперёд, мм 9770
Длина корпуса, мм 7920
Ширина общая, мм 3657
Высота по крыше башни, мм 2370
Масса боевая, кг 55700

 

Вооружение

Тип Калибр, мм Модель Кол-во
Пушка 105 M68 1
Пулемёт соосный 7,62 2
Пулемёт зенитный 12,7 1

 

Двигатель

Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
многотопливный AGT-1500 1 1500
ГТД Honeywell LV100-5 1 1500

 

Дополнительно

Категория бронетехники Танк
Тип основного танка (после 1967) ОБТ