БТР М113

                                                        Американский БТР М113

В 50-х годах в Соединенных Штатах Америки были разработаны технические условия для легкого бронированного транспортера, среди которых важнейшими были следующие:

• большой оперативный запас хода (аэротранспортабельность и преодоление глубоких водных преград;
• хорошее бронирование;
• возможность транспортирования пехотного отделения;
• высокая проходимость;
• легкая адаптация к выполнению широкого диапазона задач посредством модификации структуры самонесущего корпуса.

В 1956 г. к работе над такой машиной приступила фирма FMC. Вскоре были готовы два прототипа. Первый, обозначенный Т113, имел бронирование из алюминиевых плит, а второй – Т117 – из стальных. После проведения испытаний специалисты высказались за продолжение работ над моделью Т113. В конечном итоге получился сравнительно легкий, плавающий универсальный бронетранспортер, пригодный для выполнения самых разнообразных боевых задач. Создававшийся с тем же прицелом английский бронетранспортер FV432 проиграл американской машине соперничество за рынки сбыта, и одними из причин его поражения были большая боевая масса (из-за стального бронирования) и высокая стоимость. В 1960 г. фирма FMC начала серийное производство новых машин, которые получили обозначение БТР  М113.

Бронетранспортер М113 является относительно легкой машиной с боевой массой 10,25 т. Его экипаж состоит из двух человек: командира и механика-водителя. Машина рассчитана на транспортировку одиннадцати солдат с полной выкладкой.

М113 построен по конструктивной схеме, которая является общей для большинства серийно производимых боевых машин пехоты и бронетранспортеров.

Слева в передней части корпуса находится отделение управления. Механик-водитель занимает свое место через круглый индивидуальный люк, который открывается назад. Рабочее место механика-водителя оборудовано четырьмя перископами М17. Они смонтированы в крыше отделения управления и обеспечивают хороший обзор при езде. Для вождения бронетранспортера в ночное время суток используется активный прибор ночного видения М19, установленный в люке механика-водителя. Правая передняя часть корпуса отведена под моторно-трансмиссионное отделение. Доступ к узлам и агрегатам трансмиссии обеспечивает большая наклонная панель, которая крепится к верхней лобовой плите корпуса. Волноотражательный щиток прикрывает эту панель и тем самым выполняет функцию дополнительной защиты. В крыше МТО имеются бронированные жалюзи, которые обеспечивают приток воздуха к двигателю и удаление выхлопных газов.

За двигателем и рабочим местом механика-водителя находится десантное отделение, занимающее почти половину всей длины корпуса. В передней части этого отделения, в средней части корпуса, размещается командир машины. Рабочее место командира оборудовано маленькой башенкой, которая вращается с помощью ручного привода и оснащена пятью перископами М17. Вдоль бортов корпуса установлены складные сиденья, спинки которых обращены к стенкам. Перевозимый десант не имеет возможности вести огонь из личного оружия изнутри бронетранспортера. Вход в десантное отделение очень удобен благодаря расположенной в кормовой стенке корпуса большой откидной рампе с гидравлическим приводом. Слева в рампе имеется дверь, которая открывается вручную и служит аварийным выходом. Кроме того, в крыше десантного отделения предусмотрен большой, открывающийся назад люк.

Корпус  БТР М113 сварен из алюминиевых плит. Борта установлены вертикально, а лобовая плита имеет угол наклона 60°. Бронирование толщиной 12-44 мм обеспечивает защиту только от пуль калибра до 12,7 мм и осколков гранат.

Главным вооружением бронетранспортера М113 является 12,7-мм пулемет «браунинг» М2НВ, установленный рядом с командирской башенкой. Обязанности по обслуживанию пулемета возложены на командира машины. Для ведения стрельбы он должен по пояс высунуться из люка, тем самым подставляя себя под огонь противника. При этом командир не может заниматься своими непосредственными обязанностями, то есть наблюдением за полем боя. Углы наведения пулемета в вертикальной плоскости – от -21° до +53° – позволяют бороться с воздушными целями. Боекомплект пулемета состоит из 2000 патронов.

На М113 установлен восьмицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель «Крайслер» 75М, развивающий мощность около 154 кВт при 4000 об/мин. На дороге с твердым покрытием двигатель позволяет разогнать бронетранспортер до 64 км/ч. При полной заправке топливом (302 л) М113 имеет запас хода до 321 км.

Двигатель соединяется с гидромеханической трансмиссией ТХ-200 производства фирмы «Дженерал моторс». В ее состав входят: гидрокинетическая передача, механическая коробка передач, дифференциальные механизмы поворота и тормоза. Коробка передач обеспечивает движение вперед на шести скоростях и назад на одной.

Ходовая часть БТР М113 состоит из десяти опорных катков (2x5) с резиновыми бандажами, ведущих колес переднего расположения, направляющих колес заднего расположения и гусениц. Верхние ветви гусениц опираются непосредственно на опорные катки. Подвеска машины индивидуальная, с торсионными валами. Опорные катки соединяются с упругими элементами подвески посредством балансиров. Для успокоения вибрации корпуса при первых и последних опорных катках имеются гидравлические амортизаторы.

М113 является плавающей машиной. Движение по воде осуществляется за счет перематывания гусениц. При этом бронетранспортер развивает скорость до 5,6 км/ч. В состав оборудования для плавания входят волноотражательный щиток с гидравлическим приводом, и насосы, откачивающие воду из корпуса машины.

Стандартное оборудование машины включает в себя систему пожаротушения, которая смонтирована в моторно-трансмиссионном отделении, и подогреватель, установленный в десантном отделении. Система пожаротушения включается механиком-водителем изнутри машины или снаружи.

Бронетранспортер М113 приспособлен для действий в условиях применения оружия массового поражения. Машина оснащена аппаратурой для обнаружения радиоактивного заражения местности, но при преодолении зараженной территории экипаж машины должен пользоваться индивидуальными противогазами.

С сентября 1964 г. началось серийное производство бронетранспортера модификации М113А1. По сравнению с М113 основные изменения затронули прежде всего двигатель и трансмиссию. М113А1 оснащен двухтактным шестицилиндровым дизельным двигателем 6V53, развивающим мощность 158 кВт при 2800 об/мин, и новой трансмиссией ТХ-100-1 фирмы «Дженерал моторс». Используемая в ней коробка передач обеспечивает движение вперед на трех скоростях и назад на одной. Двигатель и трансмиссия вместе образовывают единый силовой блок. На машине установлены топливные баки большей емкости (360 л), что в сочетании с новым двигателем позволило увеличить запас хода до 483 км. Вышеперечисленные изменения привели к увеличению боевой массы машины до 11,15 т, но более мощный двигатель позволил сохранить подвижность бронетранспортера на прежнем уровне.

Американский БТР М113

Характеристики (FMC M113 )

Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 11
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) 19,27
Длина корпуса, мм 4863
Ширина общая, мм 2686
Ширина по гусеницам, мм 2540
Высота по крыше башни, мм 1850
Масса боевая, кг 11070
Бронирование, мм 12-44
Преодолеваемая стенка, м 0,61
Макс. угол подъёма, % 60
Преодолеваемый ров, м 1,68
Ширина колеи, мм 2159
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 2667
Ширина гусеницы, мм 381

 

Вооружение

Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боезапас х 1
Пулемёт соосный 12,7 M2 1 2000

 

Двигатель

Тип Модель Цилиндры Кол-во Мощность, л.с.
дизель Detroit Diesel model 6V-53 6 1 212

 

Дополнительно

Состоит на вооружении стран США
Статус Производство завершено; Стоит на вооружении
Категория бронетехники Бронемашина
Субкатегория бронемашины БТР
Тип шасси Гусеничное
Плавучесть Плавающий
БТВТ (вооружение) Пулемётное
Категория двигателя (БТВТ) Дизель