Итальянский бронеавтомобиль Кентавр

                        Итальянский бронеавтомобиль Кентавр

В середине 1980-х годов в Италии начались проектные работы согласно техническим заданиям командования итальянской армии в рамках комплексной программы перевооружения сухопутных войск. Необходимо было разработать высокомобильный колесный истребитель танков с мощным орудием, близким по характеристикам к пушкам танков «Леопард» 1 и М60А1. Новыми «колесными танками» предполагалось вооружить разведывательные подразделения и высокомобильные «альпийские» бригады сухопутных войск. В случае военных действий тяжелому бронеавтомобилю предстояло не только решать задачи по ведению разведки, патрулированию, эскортированию конвоев, противодействию диверсионно-разведывательным группам противника (то есть задачи БРМ), но и выполнять роль основного боевого танка. Работы по созданию «колесного танка» были начаты фирмами «Фиат» и «Ото Мелара» в 1984 году, а первый опытный образец В1 «Кентавр» поступил на испытания в 1987 году. Серийный выпуск новых боевых машин начался в 1991 году на заводе «Ивеко-Фиат» в Больцано, и всего до 1996 года вооруженным силам Италии было передано 400 бронеавтомобилей «Кентавр».

Размеры корпуса и башни выбирались исходя из требований размещения новой машины в грузовом отсеке военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес». Корпус бронеавтомобиля сварен из стальных бронелистов. Лобовая броня корпуса выдерживает попадание 20-мм снарядов, а бортовая броня устойчива к попаданию пуль калибра 12,7 мм.

В передней части корпуса машины с правой стороны находится моторно-трансмиссионное отделение, где установлены шестицилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом Ивеко/Фиат V6 МТСА мощностью 520 л.с. и немецкая автоматическая коробка передач ZF SHP-1500, выполненные в виде единого блока. Там же расположена система автоматического пожаротушения.

Слева от моторно-трансмиссионного отделения размещено отделение управления, где установлено сиденье водителя, регулируемое по высоте. Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая через открытый люк. При закрытом люке обзор обеспечивают три смотровых перископических прибора наблюдения, причем средний прибор может быть заменен на пассивный прибор ночного видения. Остальная часть корпуса - боевое отделение, где в центральной части находятся топливные баки и полик башни. В корме - две боеукладки на 24 снаряда, фильтровентиляционная установка (для защиты от оружия массового поражения) и гидравлическая лебедка.

Ближе к корме корпуса установлена трехместная башня, разработанная фирмой «Ото Мелара» и вооруженная 105-мм нарезной пушкой LR, аналогичной танковым пушкам «Леопарда» 1 и «М60А1».

Для стрельбы из оружия используются все типы стандартных 105-мм снарядов НАТО. Пушка оснащена устройством продувки ствола после выстрела и гидропневматической системой отката. Непосредственно в башне размещаются 14 выстрелов к орудию. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, и возможна еще установка зенитного пулемета на крыше башни.

В башне располагаются командир, наводчик и заряжающий. В состав системы управления огнем входят стабилизированные дневной прицел командира с электронно-оптическим усилителем изображения, комбинированный дневной/ночной прицел наводчика с лазерным дальномером, а также цифровой баллистический вычислитель. Приводы наведения электрогидравлические, вооружение стабилизировано в двух плоскостях, хотя машина для ведения огня должна делать короткую остановку.

Подвеска колес независимая, гидропневматическая. Первые две пары колес - управляемые. В контур управления включен гидроусилитель. Имеется система централизованного регулирования давления в шинах.

10 бронеавтомобилей «Кентавр» участвовали в боевых операциях в Сомали, где они использовались для конвоирования гуманитарных конвоев, разведывательных рейдов, а также как подвижные наблюдательные пункты вдоль дорог (имеющие хорошее прицельное оборудование). Достойных целей для мощного орудия «Кентавра» в Сомали не оказалось, но машины показали довольно приличную надежность и высокую проходимость. Однако бронирование «Кентавров» оказалось недостаточным против пуль пулеметов ДШК и тем более против гранатометов РПГ-7. Это привело к оснащению этих «колесных танков» комплектами навесной активной брони.

Итальянский бронеавтомобиль Кентавр

Характеристики (Iveco Fiat + Oto Melara B1 Centauro )

 

Экипаж, чел. 4
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) 20,8

 

 

Длина c пушкой вперёд, мм 8555
Длина корпуса, мм 7850
Ширина общая, мм 3005
Высота по крыше башни, мм 2438
Масса боевая, кг 25000

 

 

Макс. угол подъёма, % 60
Крен, % 30
Преодолеваемый брод, м 1,5

 

 

Ширина колеи, мм 2505
Колёсная формула 8 х 8

 

Вооружение

Тип Калибр, мм Кол-во Боезапас х 1
Пушка 105 1 40
Пулемёт соосный 7,62 1 1400
Пулемёт зенитный 7,62 1
Гранатомёт дымовой 76 8

 

Двигатель

Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
дизель IVECO VTCA V-6 1 520

 

Дополнительно

Состоит на вооружении стран Испания; Италия
Статус В производстве; Стоит на вооружении
Категория бронетехники Бронемашина
Субкатегория бронемашины БРМ
Тип шасси Колёсное
БТВТ (вооружение) Пулемётное; Пушечное
Категория двигателя (БТВТ) Дизель
Колёсная формула 8 х 8