БМП Мардер

                                             Немецкая БМП Мардер

Мардер.В 1963 году произошло важное событие в развитии бронетанковой техники ФРГ – на вооружение был принят основной боевой танк «Леопард». Уже к началу 1967 года 14 танковых батальонов перевели с танков М47 на «Леопард». В мотопехотной бригаде стало уже два мпб на БТР и лишь один на автомобилях. Последние постепенно исчезали из состава боевых войск – в начале 70-х годов пехота на автомобилях осталась только в территориальных частях, а после реорганизации последних в 1981–1983 гг. фактически исчезла. Но и БТР HS-30 уже не мог решать задачи взаимодействия с танками «Леопард», имевшими скорость движения до 70 км/ч, а его вместимость была меньше численности мотопехотного отделения – 10 человек.

Параллельно с танком «Леопард» (проект «Standart») велась разработка боевой машины пехоты. Причем согласовывались не только боевые свойства танка и БМП, но и вопросы материально-технического обслуживания. БМП МАРДЕР проектировали те же фирмы, что создавали «Леопард» – «Рейншталь-Ганомаг» (в годы второй мировой «Ганомаг» выпускала БТР SdKfz 251) и «Рейншталь-Хеншель» (хорошо известная своим танком «Тигр»). Разработка БМП продолжалась 9 лет. При этом учитывались новые тактико-технические требования:

• конструкция машины должна способствовать быстрой посадке и высадке отделения пехоты – это обеспечил широкий люк в кормовой стенке машины, открывавшийся с помощью гидравлического привода;
• двигатель машины должен размещаться в передней части корпуса – силовая установка состояла из двигателя и трансмиссии, которые образовывали единый блок;
• башня кругового вращения должна быть двухместной и иметь вооружение в составе 20-мм пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета;
• со стороны кормы машину должен оборонять пулемет калибра 7,62 мм, а также штатное вооружение двух солдат из числа десанта, закрепленное в специальных гнездах;
• с бортов защита машины должна осуществляться силами и штатными средствами солдат перевозимого десанта.

Первые ходовые испытания прошли три машины, имевшие обозначение «Прототип I», после чего были изготовлены еще пять машин «Прототип II», отличавшиеся от своих первых собратьев измененной конструкцией корпуса и двигателя. Нулевую серию замкнули семь машин «Прототип III», имевшие незначительные отличия от своих предшественников. В начале мая 1969 г. новую БМП представили на полигоне под Мюнстером военному руководству, в состав которого входили инспектор сухопутных войск ФРГ генерал-лейтенант Шнец и инспектор танковых войск генерал-майор Гудериан – сына Гейнца Гудериана, еще в 30-е годы обосновавшего необходимость поддержки танков моторизованной пехотой. Машина получила название «Мардер» (куница), тем самым немцы продолжили традицию давать образцам своей бронетанковой техники имена хищных животных. На производство БМП «Мардер» правительство выделило 1,8 млрд. марок. Генеральным подрядчиком была выбрана фирма «Рейншталь АГ-Транспорттехник» (Кассель), субподрядчиком стала фирма «МАК Машинбау» (Киль). Серийное производство началось в конце 1969 года и велось на двух сборочных линиях со средним темпом 55 машин в месяц. В подразделения бундесвера БМП «Мардер» начали поступать с 7 мая 1971 года. До 1975 года обе фирмы выпустили соответственно 1159 и 977 боевых машин пехоты.

Компоновка БМП «Мардер» призвана обеспечить максимальную защиту экипажа и десанта, наиболее удобное и безопасное спешивание и посадку в боевых условиях. Впереди справа расположено МТО, слева от него – место механика-водителя, позади – боевое отделение с вращающейся двухместной башней. В ней справа размещается командир машины, слева – наводчик. За башней находится десантное отделение, вмещающее семь стрелков – шестеро сидят лицом к бортам по три в ряд, а седьмой (командир десантной группы) сидит по оси машины спиной по ходу. В его обязанности входит обслуживание кормового пулемета. Для высадки и посадки служит кормовая откидная дверь-аппарель с гидравлическим приводом и четыре круглых люка в крыше десантного отделения.

Позади механика водителя имеется запасное место со своим верхним люком и перископическим прибором наблюдения Здесь может размещаться командир роты или батальона (на командирских машинах), наводчик на марше (для помощи водителю в наблюдении) или член экипажа вышедшей из строя БМП.

Форма корпуса и небольшой диаметр отверстия под башню (1270 мм) обусловили необходимость монтажа башни с внешней установкой вооружения. Вследствие принятия такого решения у машины проявились некоторые недостатки. Во-первых, силуэт машины стал выше, а во-вторых, с левой стороны БМП возникла 40-градусная мертвая зона. Командиру, ведущему наблюдение за местностью, ограничивают обзор пушка и блок приборов для наблюдения и прицеливания. Но были очевидны и преимущества:

• казенная часть орудия находится за пределами боевого отделения, таким образом, воздух внутри машины не загрязняется пороховыми газами, что позволило обойтись без системы вентиляции;
• корпус и башня с вооружением выгодно располагаются относительно друг друга при движении машины по склону, что очень важно при ведении боевых действий в горной местности;
• высоко расположенное вооружение позволяет стрелять из-за зарослей кустов, насыпей и прочих укрытий, не демаскируя машину;
• конец ствола пушки не попадает в поле зрения командира и наводчика, поэтому их не ослепляет вспышка выстрела;
• при стрельбе уровень шума внутри башни существенно снизился;
• в условиях применения оружия массового поражения возможно пополнение боекомплекта снаружи без разгерметизации машины;
• установка вооружения снаружи башни облегчила доступ к нему и упростила его обслуживание и ремонт.

В соответствии с вынесенной схемой установки основного вооружения над низкопрофильной башней на массивном кронштейне укреплен закрытый вращающийся в вертикальной плоскости бронированный лафет. В нем установлена автоматическая 20-мм пушка Mk20 DM5 Rh202 «Рейнметалл», а справа над ней – 7,62-мм пулемет MG3A1. Пушка имеет автоматику с отводом пороховых газов, снабжена пламегасителем; питание – ленточное, с подачей выстрелов электроконвейером из башни. Пушка призвана решать задачи борьбы с открытой и легкозащйщенной пехотой, бронемашинами и воздушными целями, поэтому в боекомплект (1250 выстрелов) входят выстрелы с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. При начальной скорости 1300 м/с подкалиберный бронебойный снаряд пробивает на дистанции до 1000 м броню толщиной до 20 мм при угле встречи 60°. Максимальная техническая скорострельность – 1000 выстрелов в минуту. Угол возвышения +65°, склонения -10°. Высота линии огня – 2715 мм. Огонь по наземным целям ведется на дистанции до 1500 м, по воздушным – до 300 м. Эффективная дальность стрельбы по легкобронированным целям составляет 600-800 м.

В качестве вспомогательного вооружения используется вариант единого пулемета MG3 (развитие MG-42 времен второй мировой войны) со скорострельностью до 1300 выстрелов в минуту. Дистанционное управление пушкой и пулеметом – электромеханическое. Поворотный механизм башни – электрогидравлический и механический. Командир и наводчик имеют одинаковые средства управления огнем (за исключением дублирующего механического привода вертикальной наводки у наводчика), перископические ночные подсветочные и дневные прицелы PERI-Z11 (PERI-Z11A1) с 2- и 6-кратным увеличением. Призмы прицелов связаны с пушкой параллело-граммным приводом и установлены параллельно, так что командир может контролировать наводку оружия и вводить корректировку. Вынесенная установка вооружения решила проблему с выбросом стреляных гильз (при размещении ее внутри башни потребовался бы специальный гильзосборник). Слева на башне крепится РПГ «Карл Густав» или 44-1А1 с дальностью стрельбы до 1000 м, однако стрельба из него требует остановки, выхода гранатометчика из машины и снятия РПГ с крепления. Над люком командира десанта на особом бронированном поворотном лафете установлен второй пулемет MG3 с механическим дистанционным управлением и перископическим прицелом. Своеобразное возвращение к «многобашенной» схеме связано со стремлением обеспечить БМП максимально возможную огневую мощь и круговой обстрел для боя в глубине обороны противника. Дистанционно управляемый кормовой пулемет со сравнительно большим сектором обстрела в 160°, углом возвышения до +60° и склонения -15° позволяет вести огонь в заднем секторе и с бортов, может использоваться и для стрельбы по низколетящим воздушным целям. Общий боекомплект пулеметов БМП «Мардер» – 5000 патронов. Десант может вести огонь из своего оружия через шаровые установки, допускающие огонь в секторе ±20° с углами возвышения +25° и склонения -20°. Стеклянный глазок дает возможность вести прицельный огонь на дистанции до 100 м с места и до 50 м в движении. Ограничение числа установок двумя на борт обеспечивает стрелкам условия стрельбы без серьезных помех со стороны соседа.

Для БМП обычного мотопехотного отделения индивидуальное вооружение экипажа и десанта включает пять 7,62-мм штурмовых винтовок G3, пять 9-мм пистолетов-пулеметов МР2 («Узи» бельгийского производства), два 9-мм пистолета Р-1, 18 ручных гранат. В другом варианте отделение на БМП вооружено одним РПГ (44-мм 44–1А1 или «Лянце», а позднее – 67-мм «Армбруст»), одним 7,62-мм единым пулеметом MG3, семью винтовками G3 (одна из них – с оптическим прицелом), тремя пистолетами-пулеметами МР-2 и двумя пистолетами Р-1.

Бронекорпус «Мардера» сварен из катаной стальной брони. Эффективность бронезащиты повышена большими углами наклона листов – наклон верхнего лобового составляет 75°. Лобовая броня толщиной около 30 мм обеспечивает за – щиту от огня пушек калибра до 20 мм, бортовая – от стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. Борта машины прикрыты навесными резиновыми проти-вокумулятивными экранами, армированными легким стальным каркасом. На башне, слева от лафета, установлен блок из шести 76-мм дымовых гранатометов, стрельба ведется залпами по 3 гранаты. Защиту от оружия массового поражения обеспечивает герметизация корпуса и ФВУ производительностью 3 м3 в минуту, создающая внутри машины избыточное давление. Купол ФВУ расположен на крыше десантного отделения между люками. При этом экипаж и десант могут находиться внутри машины в течение 24 часов.

В моторно-трансмиссионном отделении установлен четырехтактный шестицилиндровый V-образный многотопливный дизель с турбонаддувом МВ833 Еа-500 фирмы «Даймлер-Бенц», развивающий мощность 441 кВт при 2200 об/мин. В боевом и десантном отделениях установлены три больших топливных бака (уравнительный, средний и под башней) общей емкостью 652 л, что обеспечивает запас хода от 520 до 600 км. Внутри бака, расположенного под башней, имеется специальный маршевый бак, в который топливо закачивается насосом из вышеназванных резервуаров. В маршевом топливном баке горючее сохраняется дольше всего. При уменьшении запаса топлива, маршевый бак с его небольшим объемом обеспечивает бесперебойную подачу топлива в двигатель вплоть до полного истощения запаса горючего. Это играет существенную роль при сильных боковых кренах машины и быстрой езде по пересеченной местности. Система смазки – с сухим картером. Радиаторы системы охлаждения с вентиляторами вынесены в корму машины и установлены по бокам от двери причем система вентиляции конструктивно объединена с газовыпускной системой двигателя. Воздухоза-борная система включает бункер с циклонами предварительной очистки, фильтр с масляной ванной и набивку из проволочной канители. Имеется эжектор для отсоса пыли из выпускной системы.

Гидромеханическая трансмиссия фирмы «Ренк» HSWL 194, установленная перед двигателем, включает гидродинамический трансформатор и гидростатический редуктор, смонтированные в едином блоке. Коробка передач – планетарная с гидротрансформатором на входе и механизмом реверса. Наличие гидротрансформатора снижает нагрузки на детали и узлы трансмиссии, но при этом он обладает невысоким КПД, дает дополнительное тепловыделение и снижает запас хода, поэтому он включается только для трогания с места в тяжелых дорожных условиях и при переключении передач, а в остальных режимах блокируется. КПП обеспечивает 4 передачи вперед и назад, переключение производится электрогидравлическим приводом. Бортовые передачи включают планетарный ряд и цилиндрическую зубчатую передачу. Стоит отметить, что планетарный механизм поворота вполне традиционен для германского танкостроения. Управление осуществляется рулевым колесом автомобильного типа. Тормоза двухдисковые с гидропневматическим приводом от педали или механическим от рычагов. Педальный привод выполнен так, что при первоначальном нажатии включается гидродинамический тормоз КПП, а затем уже – тормоз соответствующего борта. Бесступенчатый механизм поворота позволяет достаточно плавно изменять радиус поворота машины. Гидротрансформатор, планетарные механизмы поворота и сервоприводы значительно облегчают работу механика водителя. Органы управления сблокированы так, чтобы исключить неправильную последовательность действий, а на панели управления имеется световое табло, отображающее правильность выполняемых операции и состояние воздухоочистителя, позволяющее предотвратить аварийную остановку двигателя.

Двигатель с трансмиссией составляют единый блок, над которым в верхнем лобовом листе выполнен большой люк с откидной крышкой. В сочетании с быстроразьемными соединениями валов и трубопроводов это позволяет заменять блок за 30 минут силами отделения штатного ремонтного взвода. Большая часть обслуживаемых узлов и агрегатов размещена в верхней части двигателя под люком. Для запуска зимой в систему охлаждения введено устройство обогрева двигателя КПП и механизмов поворота производительностью 12200 ккал/ч. Эксплуатации в зимнее время вообще уделено большое внимание – в системе охлаждения используется всепогодная смесь с антикоррозийной добавкой, боевое и десантное отделения снабжены воздушной отопительной системой, отделение управления – электроотопительной установкой. Ходовая часть включает шесть опорных катков на борт и три поддерживающих ролика. Катки и ролики – сдвоенные обрезиненные. Подвеска – индивидуальная торсионная, 1-й, 2-й, 5-й и 6-й катки снабжены гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия с компенсационной камерой. На бортах имеются упоры для балансиров катков с буферами. Ведущее колесо переднего расположения. Мелкозвенча-тая гусеница фирмы «Диль» цевочного зацепления с одним гребнем и резиноме-таллическими шарнирами. Литые стальные траки имеют наружную и внутреннюю резиновые беговые дорожки, причем наружные резиновые башмаки в зимнее время могут заменяться снегозацепами. Длина опорной поверхности составляет 3900 мм, ширина гусеницы – 450 мм, колея – 2620 мм. Стандартный радиус поворота – 3,8 м. Удельная мощность двигателя 15,1 кВт/т, эффективная трансмиссия и ходовая часть удобство управления обеспечивают «Мардеру» неплохую тактическую подвижность.

Средства связи включают две радиостанции SEM-25 фирмы SEL и ТПУ. При мощности 15 Вт и 2,5-м штыревой антенне дальность радиотелефонной связи на среднепересеченной местности достигает 35 км. Имеется и дополнительный радиоприемник ЕМ-25. Каждый из четырех пользователей системы связи использует головные телефоны, ларингофон и переключающее устройство (панель управления) с усилителем, которое обеспечивает и внутреннюю связь. Антенные вводы выполнены в верхнем листе корпуса позади механика водителя и на крыше десантного отделения у бортов. С помощью выносного телефонного устройства и трехкилометрового кабеля можно вести переговоры и на удалении от машины, находясь в обороне, дозоре или засаде.

По германской традиции «Мардер» прекрасно оборудован приборами наблюдения. Механик-водитель кроме трех призменных блоков имеет съемный подсветочный прибор ночного видения, работающий на расстоянии до 50 м. На марше он использует два складных зеркала заднего обзора. По периметру башенки командира установлено 8 смотровых блоков. В распоряжении наводчика имеются три призменных блока, установленных на левом борту башни у стыка с крышей. Каждый стрелок располагает своим приз-менным смотровым блоком.

С левой стороны лафета на особой штанге укреплен прожектор инфракрасного и белого света, действующий соответственно на расстоянии до 800 и до 1000 м. Две фары установлены впереди на лобовом листе корпуса. На корме укреплены светоотражатели и габаритные огни. Последние расположены так, чтобы по степени их различимости водитель идущей сзади машины мог определить дистанцию на марше ночью или в тумане.

«Мардер» укомплектован кондиционером и противопожарным оборудованием с двумя баллонами двукратного тушения: первое включается по сигналу термодатчиков, второе – от ручного выключателя на щитке управления. Питание электросети машины осуществляется от генератора мощностью 9 кВт и шести аккумуляторных батарей общей емкостью 300 А-ч, напряжение бортовой сети – 24 В.

На нижнем лобовом листе и корме имеются буксирные крюки с замками, над кормовой дверью – скоба-поручень для облегчения посадки. Ящики ЗИП закреплены на корме по бокам от двери. На бортах корпуса крепится шанцевый инструмент, буксирные тросы, брезент; на крышке люка МТО – маскировочная сеть.

Степень герметизации корпуса позволяет без подготовки преодолевать брод глубиной до 1,5 м. Для преодоления более глубоких бродов предусмотренЪ специальное оборудование, включающее съемную шахту на решетку воздухозаборника, обратный клапан системы выхлопа, откачивающие насосы в МТО и боевом отделении. Для преодоления глубоких водных преград конструкторы разработали комплект специальных надувных поплавков. В сочетании с оборудованием для преодоления глубоких бродов, он обеспечивает вхождение в воду под углом 40°, движение за счет перематывания гусениц со скоростью до 6 км/ч при положении ватерлинии на 350 мм ниже крыши корпуса и возможность стрельбы на плаву. Общий вес комплекта – 516 кг. Кроме того, «Мардер» может перевозить на корпусе в готовом виде большую надувную десантную лодку на 10 человек (надутая лодка крепится на крыше десантного отделения или укладывается на башне) или штурмовую моторную лодку-плоскодонку на простой откидной раме. При проведении морских десантных операциях «Мардер» может доставляться к берегу танкодесантным катером класса 520 типа «Штёр»: машина сходит с катера недалеко от берега с установленным оборудованием для преодоления бродов.

«Мардер» был принят на вооружение на три года позже советской БМП-1 и оказался первой боевой машиной пехоты, созданной на западе. В других странах боевые машины класса БМП появились значительно позже. «Мардер» получился не только самым защищенным, но и самым тяжелым среди серийных БМП. Его вес – 28,2 т – сравним с весом среднего танка согласно классификации конца второй мировой войны.

Германским налогоплательщикам предстояло раскошелиться: «Мардер» стоил в несколько раз дороже БТР и не – многим дешевле танка. Если стоимость бронетранспортера HS-30 в ценах 1960 года составляла 300000 марок, то стоимость БМП «Мардер» на 1970 год достигала 900000 марок. Это вызвало сокращение расходов на эксплуатацию. Одной из таких мер стало повышение ценза технической подготовки при отборе экипажей и интенсификация курса обучения. Срок эксплуатации машины в войсках в мирное время – 15 лет. Поставки БМП «Мардер» в войска начались в октябре 1970 г., а наставления и пособия по ней, составленные фирмами-производителями, были выпущены еще в начале года, чтобы обеспечить заблаговременную подготовку экипажей и ремонтников. В системе материально-технического снабжения бундесвера заранее был создан фонд агрегатов и узлов. Хранение танков и БМП организовывалось с заправленными баками и заряженными аккумуляторными батареями так, чтобы расконсервация и приведение в боевую готовность занимали не более 3 часов.

На шасси БМП «Мардер» создано целое семейство бронированных боевых машин: самоходный 120-мм миномет, командно-штабная машина, подвижный артиллерийский наблюдательный пункт, самоходная РЛС артиллерийской разведки «Зенда», БРЭМ для мотопехотных батальонов. Предполагалось, что это снизит затраты на производство и эксплуатацию, однако все эти машины остались опытными – в частности, для самоходного миномета предпочли шасси бронетранспортера МП3. Французская фирма «Томпсон-CSF» разработала на шасси «Мардер» 30-мм спаренную ЗСУ «Дракон». В 1976 году на вооружение бундесвера приняли самоходный ЗРК «Роланд-2», оснащенный РЛС обнаружения, РЛС сопровождения цели и двумя пусковыми установками ЗУР. «Роланд-2» серийно выпускался с 1978 года. В то же время фирма «Тиссен-Хеншель» построила для Аргентины на базе БМП «Мардер» прототип 30-тонного среднего танка ТАМ (Tanque Argentine Mediano) с экипажем 4 человека, 105-мм пушкой Rh105-30 и двумя 7,62-мм пулеметами. ТАМ был принят на вооружение аргентинской армии в 1979 году и выпускался аргентинским предприятием TAMSE. В свою очередь, он послужил основой для семейства бронемашин, включая БМП VCTP с экипажем 2 человека и десантом 10 человек, вооруженную 20-мм автоматической пушкой, двумя 7,62-мм пулеметами, один из которых установлен в кормовой части в башенке с дистанционным управлением (по типу «Мардера»), Чуть позже на базе БМП «Мардер» фирма «Тиссен-Хеншель» разработала танк ТН 301 (ТАМ-4) с СУО фирмы «AEG-Телефункен» и 552-киловаттным двигателем, предназначенный для продажи в страны третьего мира.

В сентябре 1979 года началась модернизация БМП «Мардер», направленная прежде всего на повышение огневой мощи. Опыт учений показывал необходимость введения ПТРК в мотопехотные отделения. Поэтому на правой стороне башни модели «Мардер-А1» установили один из лучших ПТРК второго поколения «Милан» франко-германской разработки с полуавтоматической системой наведения и боекомплектом из 4 ПТУР. ПТРК крепится на башне со своими штатными прицелом, пультом управления, аппаратурой слежения, источником питания и станком со сложенной треногой. ПТУР имеет пороховые стартовый и маршевый двигатели, складное крыло. Контейнер ПТУР после пуска отбрасывается газами на 3 м назад. Диаметр ПТУР – 116 мм, длина – 755 мм, масса – 6,7 кг, калибр кумулятивной боевой части – 103 мм, бронепробиваемость – 550 мм, скорость в полете – 200 м/с, максимальная дальность стрельбы – 2000 м, минимальная – 25 м, время полета на максимальную дальность – 13с. Выбор легкого ПТРК с дальностью стрельбы до 2000 м был связан с условиями центрально-европейского ТВД, оборонительным характером этого оружия для БМП, а также возможностью его использования вне машины. Для стрельбы из ПТРК с машины командиру приходится высовываться из люка. Для пушки ввели двухленточное питание с быстрым переходом с одного типа боеприпаса на другой и модернизированную укладку. Боекомплект увеличился до 1284 выстрелов – 317 бронебойных и 967 осколочно-зажигательных (из них 117 и 417 хранятся в башне). Подсветочный прицел наводчика заменили пассивным усилительного типа, менее чувствительным к засветкам прожекторами и вспышками выстрелов. Из-за возросшей массы башни механизм ее поворота заменили более мощным. Масса БМП увеличилась до 30 т. Программа модернизации рассчитывалась до декабря 1982 года и оценивалась в 300 млн. марок. Модернизация и ремонт БМП производились на заводе «Келлер унд Кнаппех» в Аугсбурге, капитальным ремонтом с 1975 года занимались фирмы «Индустриверке Саар» и «Фленсбургер Фарцойгбау».

«Мардер-А1» различались оборудованием ночного видения: 674 БМП довели до модификации А1(+), включавшей тепловизионный прибор наблюдения-теплопеленгатор, 350 – до А1(-) без такого прибора, но с возможностью его быстрой установки в войсках; остальные 1112 – до уровня А1А, вообще не предполагавшей такой системы. Прибор с теп-лопеленгатором PNZBG-WOF позволял обнаруживать танк или бронемашину на расстоянии до 2000 м, что в 1,5-2 раза больше, чем у ПНВ усилительного типа.

Сразу же вслед за первой модернизацией была запланирована новая, предусматривающая усиление пушечного вооружения и установку тепловизионных ПНВ. Для замены 20-мм пушки была создана 25-мм автоматическая Мk-25Е «Маузер» с двухленточным питанием. Предполагалось усилить бронирование дополнительными бронепанелями общей массой около 3 т, установить новую систему дымопуска. От 25-мм пушки, впрочем, отказались, и основным вооружением немецких бронированных машин («Мардер», «Лухс», «Визель») осталась 20-мм Rh202.

Модернизация боевой машины пехоты «Мардер» до уровня А2, начавшаяся в 1983 году, включала в себя следующие мероприятия:

• установку на машинах А1А перископических комбинированных прицелов наводчика EMES-15 и командира PERI – R17 с тепловизионными каналами дальностью действия до 2000 м и независимой стабилизацией поля зрения, аналогичных прицелу танка «Леопард-2». Таким образом, танк и БМП получили возможность более раннего обнаружения и идентификации целей в любых условиях видимости;
• ликвидацию прожектора на башне в связи с заменой ПНВ;
• снятие кормовой пулеметной установки;
• изменение конструкции топливных баков;
• модернизацию системы охлаждения;
• модернизацию ведущих колес.

Разработку прицела-прибора наблюдения с тепловизионным каналом для танков «Леопард» и БМП «Мардер» вела с 1978 года фирма «Карл Цейсе» совместно с американской «Тексас инструменте». Для ПТРК «Милан» также ввели тепловизионный прицел англо-франко-германской разработки «Мира-2», устанавливаемый сверху обычного. В результате по своим боевым свойствам эта машина максимально приблизилась к БМП второго поколения. В 1987 году была принята программа модернизации бронетанкового вооружения бундесвера. В ее рамках началось доведение БМП «Мардер» А1 и А2 до уровня A3, предусматривающего прежде всего существенное усиление бронезащиты. Поскольку к тому моменту уже было принято решение о разработке принципиально новой БМП «Мардер-2», модификации существующей «Мардер» стали обозначать 1А1, 1А2 и 1А3.

Корпус и башня «Мардер-1А3» усилены дополнительными бронепанелями, установленными на болтах. Вместе с основной броней они создают разнесенную конструкцию, причем нижний лобовой лист корпуса до половины высоты имеет «трехслойное» бронирование. В результате БМП получила круговую защиту от снарядов советских 30-мм автоматических пушек типа 2А42 (БМП-2 и БМП-3, вертолеты Ми-24П и Ми-28), лобовая часть корпуса и башни – от снарядов более крупных калибров, а крыша – от поражающих элементов кассетных боеприпасов. Крышка люка запасного места позади механика-водителя выполнена заподлицо с бронепанелью, прибор наблюдения исключен. Воздушная прослойка между дополнительными бронепанелями и крышей МТО, а также бронекожухи над верхними кормовыми жалюзи вентиляторов способствуют снижению температуры и маскировке от тепловизионных приборов наблюдения противника. Дополнительно усилена и кормовая аппарель.

Спаренный пулемет перенесен на левую сторону башни – его бронированный кожух укреплен на бывшем месте прожектора. В результате упростилась система подачи боеприпасов и улучшились условия работы командира машины. Модернизированы тепловизионный прицел, приборы наблюдения командира и наводчика, ПНВ механика-водителя. Вместо ПТРК «Милан» может использоваться «Милан-2» с усиленной боевой частью калибра 116 мм или «Милан-2Т» с тандемной боевой частью.

Вдоль бортов укреплены трехсекционные ящики ЗИП, создающие дополнительную защиту, но перекрывающие бортовые амбразуры – по оценке специалистов невысокая эффективность этих амбразур не компенсирует ослабления ими бронезащиты. В крыше десантного отделения вместо прежних пяти имеются три больших люка с откидными крышками и дугообразными поручнями. Оба антенных ввода радиостанции перенесены в корму. Масса «Мардер-1А3» возросла до 33,5 т, что считается пределом для данного шасси и двигателя без заметного снижения подвижности. Соответственно изменению веса и бронирования изменены система охлаждения двигателя, бортовые редукторы и двухдисковые тормоза, механизма поворота. Максимальная скорость движения уменьшилась до 65 км/ч.

Модернизацию проводили фирмы «Тиссен Хеншель» и KUKA. К 1993 году планировалось переделать 848 машин, остальные – до 1998 года. Модификацию «Мардер-1 A3» предполагалась эксплуатировать в войсках до принятия на вооружение БМП «Мардер-2».

Однако изменившаяся военно-политическая обстановка и перемены в НАТО заставили пересмотреть и планы строительства сухопутных войск бундесвера. Согласно договору об обычных вооруженных силах в Европе Германия должна иметь 4166 боевых танков и 3446 бронированных боевых машин, то есть сократить парк БМП, БТР и БРМ на 61%. Кроме того, часть средств пришлось направить на модернизацию 764 советских БМП-1, доставшихся от бывшей ГДР. Все это затормозило работы над «Мардер-2». Сокращение военного бюджета заставило урезать также средства на содержание и ремонт имеющихся танков, БМП и БТР. В 1996 году инспектор сухопутных сил бундесвера генерал Г. Вилльман даже приказал разобрать на запчасти около четверти БМП, законсервированных на складах. Тем не менее, начало поставок БМП «Мардер-2» планируется на 2000 год. При этом эксперты предполагают, что заказ уменьшится с 2500 до 700 единиц. Поскольку служба БМП «Мардер» в войсках затягивается, принята программа ее дальнейшей модернизации, включающая усиление подвески, электронную систему управления оборотами двигателя и расходом топлива, а также ряд других более мелких изменении. В отличие от «Леопарда-1» и «Леопарда-2» «Мардер» не экспортировался в другие страны. Экспортировались лишь машины, созданные на его шасси – танк ТАМ и ЗРК «Роланд-2». Поскольку «тяжелые» подразделения бундесвера не участвовали в акциях за рубежом, БМП «Мардер» не довелось принять участия в каких-либо боевых действиях, и мнения экспертов о его наибольшей защищенности и эффективности основываются лишь на сравнительных оценках ТТХ.

Немецкая БМП Мардер

Характеристики (Rheinstahl Marder 1 )

 

Экипаж, чел. 9
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) 20,54

 

 

Макс. угол возвышения пушки, град 65
Макс. угол склонения пушки, град -17

 

 

Длина корпуса, мм 6790
Ширина общая, мм 3240
Высота по крыше башни, мм 2985
Масса боевая, кг 29207

 

 

Преодолеваемая стенка, м 1,0
Макс. угол подъёма, % 60
Крен, % 30
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,5
Преодолеваемый брод (с подготовкой), м 2,5

 

 

Ширина колеи, мм 2620
Ширина гусеницы, мм 450

 

Вооружение

Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боезапас х 1
Пушка 20 MK 20 Rh 202 1 1250
Пулемёт соосный 7,62 MG3 1 5000

 

Двигатель

Тип Модель Цилиндры Кол-во Мощность, л.с.
дизель MTU MB 833 Ea-500 6 1 600

 

Дополнительно

Состоит на вооружении стран Германия
Статус Производство завершено; Стоит на вооружении
Категория бронетехники Бронемашина
Субкатегория бронемашины БМП
Тип шасси Гусеничное
БТВТ (вооружение) Пулемётное; Пушечное
Категория двигателя (БТВТ) Дизель