САУ М110

                                            Американская САУ М110

Сделав выводы из боевого опыта, накопленного в период второй мировой и корейской войн, американские специалисты в начале 60-х гг. принялись постепенно заменять в некоторых соединениях вооруженных сил традиционную буксируемую артиллерию самоходной. В механизированных и бронетанковых дивизиях все пушки и гаубицы стали только такими, тогда как в пехотных и воздушно-десантных имелись и самоходные, и буксируемые гаубицы калибром 105 и 155 мм. В дивизионной артиллерии подразделения также были смешанными. Одновременно в США приступили к проектированию самоходных артиллерийских установок нового поколения. Если первые образцы, появившиеся в послевоенный период, обычно выполнялись на базе ходовых частей серийных танков и гусеничных бронетранспортеров, то теперь для подобной техники подготавливали специальное шасси высокой проходимости.

Это относилось и к 203,2-мм САУ  М110, опытный образец которой впервые демонстрировался в мае 1959 года под индексом Т236. В 1961 году после проведения войсковых испытаний и доводки машина была стандартизована под обозначением М110, а спустя год первые серийные самоходные гаубицы М110 начали поставляться в войска.

Как и самоходная пушка М107, самоходная гаубица М110 была изготовлена на универсальном шасси Т249 с пятью большими опорными катками на борт, без поддерживающих роликов и с расположенными впереди направляющими колесами. М110 можно было легко отличить от М107 по значительно более короткому и толстому орудийному стволу. Корпус самоходной гаубицы сварен из листов брони дифференцированной толщины и разделен перегородками на три отделения. Впереди и слева в особой башенке с люком и перископом для наблюдения за местностью размещается механик-водитель. Другой люк предусмотрен над моторно-трансмиссионным отделением, чтобы облегчить обслуживание силовой установки.

Над самим корпусом нет бронированной рубки или надстройки, поэтому расчет из пяти человек ничем не прикрыт от пуль и осколков, что, в принципе, не столь принципиально, учитывая дальность, с которой обычно вела огонь САУ  М110. В центре самоходки на тумбовом лафете типа М558 открыто смонтирована качающаяся часть полевой буксируемой гаубицы М1, снабженная стволом-моноблоком с навинтным казенником с поршневым затвором. Для облегчения и ускорения раздельного заряжания на М110 конструкторы внедрили подъемник и досылатель снарядов и зарядов, оборудованные приводами, которые действовали от единой гидравлической системы.

203-мм гаубица оснащена гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником. Гидравлические и ручные приводы входят в состав механизмов наведения орудия, которое может разворачиваться на угол ±30° относительно продольной оси машины. Максимальный угол возвышения ствола достигает 65°, как у полевой гаубицы, угол склонения составляет -2°. В возимый боекомплект входят выстрелы нескольких типов. Они обладают начальной скоростью 595 м/с и весят по 90,7 кг, что вынудило конструкторов механизировать процесс заряжания. Максимальная дальность стрельбы стандартным фугасным снарядом составляет 21300 м. В 1964 году для М110 был принят на вооружение снаряд М442 с ядерным боеприпасом W-33 мощностью 10 кт, длиной в 4,5 калибра и массой 110 кг.

Устойчивость М110 при ведении огня обеспечивается отключением подвески и двумя сошниками, откидывающимися на землю с помощью гидравлических приводов. Кроме того, в кормовой части машины имеется опускаемый бульдозерный нож, служащий для самоокапывания на огневой позиции.

В качестве силовой установки самоходная гаубица М110 оснащается двухтактным восьмицилиндровым дизелем жидкостного охлаждения с турбонаддувом 8V71T фирмы «Детройт дизель», который развивает мощность 299 кВт при 2300 об/мин и обеспечивает движение самоходки по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 56 км/ч. Для доставки боеприпасов к огневой позиции используется гусеничный грузовой транспортер М548 или транспортно-заряжающая машина М992.

Ходовая часть для нее позаимствована у 105-мм самоходной гаубицы М108 и имеет семь сравнительно небольших опорных катков на борт и ведущие колеса переднего расположения. В передней части М992 устроено отделение управления и поставлен кран, который перегружает в самоходку через верхний люк снаряды и полузаряды. Те и другие перевозятся в закрытом сверху и с боков кузове. Перед загрузкой у М992 открывается вверх задняя стенка кузова и выдвигается транспортер, на ленту которого поочередно укладываются боеприпасы. Внутри машины их с помощью штабель-укладчика распределяют по стеллажам в определенном порядке: впереди — снаряды, под ними у бортов — взрыватели, а в центральной и задней части кузова, на боковых стеллажах — переменные заряды. Помимо боеприпасов на вспомогательном транспорте перевозятся остальные восемь членов экипажа самоходной гаубицы М110.

Перед перевозкой САУ М110 по воздуху машину демонтировали, и артиллерийскую часть загружали в грузовой отсек военно-транспортного самолета отдельно от ходовой.

САУ М110 способна преодолевать подъемы до 31°, рвы шириной 2,3 м, броды глубиной 1,2 м и вертикальные препятствия высотой до 1 м.

С 1968 г. в США приступили к созданию следующего поколения боевых машин и, одновременно, к обновлению уже состоявших на вооружении. Одной из первых решили усовершенствовать М110, поскольку, по мнению военных и разработчиков, это можно было сделать достаточно быстро с относительно небольшими затратами.

В декабре 1969 г. Управление перспективных военных исследований министерства обороны США утвердило задание на первый этап ее модернизации. Согласно заданию, предстояло увеличить дальность стрельбы и эффективность действия снарядов по целям, а также повысить надежность узлов и агрегатов.

Работы над усовершенствованием САУ М110 привели к появлению модифицированной версии М110Е2, которая постепенно вытеснила из сухопутных войск армии США и корпуса морской пехоты как М110, так и М107. 203,2-мм гаубица, установленная на модели М110Е2, имела ствол, который был длиннее, чем у стандартной самоходной гаубицы М110, и доработанные механизмы заряжания. Модернизированная самоходка могла вести огонь любыми боеприпасами: фугасными, химическими, бинарными, ядерными и активно-реактивными.

В январе 1977 г. на вооружение приняли следующую модернизацию самоходной гаубицы — М110А1. Ее оборудовали новым стволом М210, длину которого увеличили на 2,4 м и, таким образом, довели до 40 калибров, в его канале проделали больше нарезов, нарастили размеры и объем зарядной каморы. В результате этих работ улучшились баллистические характеристики гаубицы, в том числе наибольшая дальность стрельбы обычными снарядами достигла 24300 м, а активно-реактивными и того больше — 29100 м. Доработкам снова подверглись механизмы, облегчавшие заряжание, и противооткатные устройства.

В боекомплекте М110А1 имелись фугасные, активно-реактивные, бинарные химические и ядерные боеприпасы, что заметно расширило ее боевые возможности. Однако военные не остановились на достигнутом, и в 1978 г. появилась модель М110А2. На стволе гаубицы смонтировали высокоэффективный двухкамерный дульный тормоз. Применение усиленных зарядов марки М188А1 позволило довести максимальную дальность стрельбы обычными снарядами до 24300 м. В 1981 году для М110А2 был разработан снаряд М753 с ядерным боеприпасом W-79 мощностью 2,2 кт, длиной 5,4 клб и массой 98 кг.

Расчет модернизированной самоходной гаубицы мог применять выстрелы нескольких типов. В их числе были осколочно-фугасные со снарядами М650Е2, кассетные, содержавшие по 195 осколочно-фугасных элементов М42, новые осколочно-фугасные выстрелы М711. При определенных условиях предусматривалось использование химических боеприпасов М736 и ядерных М753.

Заряжание гаубицы было картузным, которое американские специалисты находили более простым и дешевым (порох содержится в картузах — пакетах из специальной ткани, для воспламенения которых служат ударные, электрические или вытяжные трубки). Перед выстрелом в казенник досылали снаряд, за ним боевой заряд (число картузов определялось дальностью до цели), после чего казенник закрывался поршневым затвором. Затем в камору его грибовидного стержня вставляли одно из средств воспламенения. Естественно, при таком способе заряжания скорострельность оружия не столь высокая, как при применении унитарных выстрелов, у которых пороховой заряд находится в металлической гильзе.

Серьезную проблему представлял износ ствола: высокая начальная скорость снаряда приводила к тому, что приблизительно после 400 выстрелов ствол гаубицы подлежал замене, но эта процедура занимала не больше двух часов, а запасные стволы всегда были под рукой.

В ряде стран, например Великобритании и США, М110 всех модификаций сняты с вооружения и заменены самоходными системами залпового огня MLRS.

Серийное производство всех модификаций 203-мм самоходной гаубицы М110 завершено. Машины данного типа состоят на вооружении Бахрейна, Бельгии, Германии, Греции, Ирана, Израиля, Италии, Иордании, Испании, Пакистана, Республики Корея, Тайваня, Турции, Японии (производилась по лицензии). В большинстве случаев самоходные гаубицы М110 доводились до уровня М110А2.

Американская САУ М110

Характеристики M110

Экипаж, чел. 5
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т) 15,26
Макс. угол возвышения пушки, град 65
Макс. угол склонения пушки, град -2
Длина c пушкой вперёд, мм 7467
Длина корпуса, мм 5720
Ширина общая, мм 3149
Высота по крыше башни, мм 2930
Масса боевая, кг 26534
Преодолеваемая стенка, м 1,016
Макс. угол подъёма, % 60
Крен, % 30
Преодолеваемый ров, м 2,362
Преодолеваемый брод, м 1,066
Ширина колеи, мм 2692
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 3936
Ширина гусеницы, мм 457

 

Вооружение

Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боезапас х 1
Пушка 203 M2A2 1 2

 

Двигатель

Тип Модель Цилиндры Кол-во Мощность, л.с.
дизель Detroit Diesel Model 8V-71T 8 1 405

 

Дополнительно

Состоит на вооружении стран Бельгия; Греция; Испания; Турция
Статус Производство завершено; Стоит на вооружении
Категория бронетехники Самоходка
Субкатегория самоходки САУ
Субкатегория самоходки (САУ) Самоходная гаубица
Тип шасси Гусеничное
БТВТ (вооружение) Пушечное
Категория двигателя (БТВТ) Дизель