Тяжелая противотанковая установка Ягдтигр (Jagdtiger
Следуя традиции, которая заключалась в использовании состоявшего на вооружении танка для его переделки в САУ путем установки на его шасси пушки более крупного калибра, немцы сразу же увидели в тяжелом «Тигре II» потенциальную самоходку. Поскольку танк был вооружен 88-мм пушкой, то ставить на него следовало, следуя логике, более мощное 128-мм орудие. Начальная скорость его 28,3-килограммового снаряда была меньше, чем у 88-мм пушки, но на большей дальности его бронепробиваемость была выше. С новым орудием «Ягдтигр» стал самой мощной массовой немецкой машиной второй мировой войны. Боекомплект самоходки состоял из 40 выстрелов и 1500 патронов калибра 7,92 мм для пулемета MG 34. Шасси «Тигра II» конструктивно осталось тем же, но его удлинили на 25 сантиметров. На нем была установлена большая рубка с большими углами наклона броневых листов. Поскольку маска пушки не позволяла продлить лобовой лист вверх, как это было на машинах, сделанных на базе «Пантеры», пришлось установить лобовую броню с вырезом в несколько десятков сантиметров на верхнюю часть корпуса. Толщина этого броневого листа достигала внушительной цифры — 250 мм.
Первый прототип самоходной установки был готов к концу 1943 года, после чего сразу же последовал заказ на партию из 150 машин. Однако реально фирмой «Нибелунген» было построено только 70 «Ягдтигров», из которых к концу войны в строю осталось не больше 48 единиц.
Если не принимать во внимание сложности производства машины такого типа, «Ягдтигр» изначально имел большой недостаток — чрезмерный вес, из-за чего двигатель и трансмиссия работали на пределе своих возможностей. Самоходка могла передвигаться только по хорошим дорогам, а проезд через мосты и преодоление водных преград стали настоящим кошмаром. И хотя на бумаге характеристики «Ягдтигра» были теми же, что и у базового танка, в действительности он потреблял гораздо больше горючего, и при этом имел значительно меньший запас хода. Для воюющей страны, испытывавшей острый дефицит топлива, производство и эксплуатация таких машин была непозволительной роскошью. Как и танки «Тигр II», истребители танков «Ягдтигры» использовались малыми группами и обеспечивали необходимую поддержку, если того требовал ход боя. Очень быстро выяснилось, что самым главным недостатком «Ягдтигров» была их невысокая подвижность, поэтому они принимали участие только в последних сражениях второй мировой войны на Западном фронте.
Первый батальон тяжелых противотанковых самоходных установок «Ягдтигр», получивший номер 512, был сформирован летом 1944 года. Боевое крещение он получил в марте 1945 года под Рейном. Тогда «Ягдтигры» поражали американские танки с дистанции свыше 2500 м.
Ягдтигр
Тактико-технические характеристики |
«Ягдтигр» |
База |
шасси тяжелый танк PzKpfwVIAusf В «Тигр II» |
Боевая масса, т |
75,4 |
Экипаж, чел. |
6 |
Длина, мм |
10564 |
Ширина, мм |
3625 |
Высота, мм |
2945 |
Клиренс, мм |
480 |
Броня, мм: |
40-250 |
Лоб корпуса |
150 |
Лоб рубки |
250 |
Борт |
80 |
Корма |
80 |
Днище |
40 |
Крыша |
40 |
Скорость (по шоссе), км/ч |
41,5 |
Запас хода (по шоссе), км |
170 |
Подъем, град. |
35 |
Высота стенки, м |
0,85 |
Ширина рва, м |
2,50 |
Глубина брода, м |
1,75 |
|
Двигатели |
Вариант |
Тип |
Модель |
Кол-во |
Мощность, л.с. |
1 |
К |
«Майбах»НL 230Р45, 12-цилиндровый, V -образный, жидкостного охлаждения, мощность 700 л. с. |
1 |
700 |
|
Вооружение |
Вариант |
Тип |
Калибр, мм |
Модель |
Кол-во |
Боекомплект / 1 |
|
Пушка |
128 |
Pak44 L/55 |
|
40 |
|
Пулемет |
7,92 |
MG 34 |
|
1500 |
|
Факты |
Страна-производитель |
Германия |
Разрабочик |
|
Год принятия на вооружение |
1944 |
|
|
|